Главная

Новости

Молочная отрасль

08.02.2018

Что будет с молоком “от населения”?

83

Соглашение об Ассоциации с ЕС не обязывает Украину запрещать единоличникам сдавать свое молоко на переработку. Непосредственный запрет молока второго сорта от населения является «экономически вредным», поскольку потребует значительных затрат от правительства и может навредить молочной отрасли. По данным Минагрополитики, единоличники дали почти 40% из 3,06 млн. тонн молока, переработанного в 2017 году. Поэтому правительство не планирует и не будет внедрять запрет на покупку молока второго сорта у населения. Против такого запрета и сами переработчики молока. Об этом вчера на пресс-конференции заявил первый заместитель министра аграрной политики Максим Мартынюк.

Председатель Госпродпотребслужбы Владимир Лапа добавил, что правительство лишь хочет к 2022 году поднять качество украинских молокопродуктов до уровня стандартов ЕС. Для этого правительство и решило ограничить с 1 января 2018 переработку молока второго сорта от населения. Но, «понимая реалии отрасли и необходимость постепенного перехода, Минагрополитики инициировало отсрочку вступления в силу обновленного стандарта до 1 июля 2018», – сказал чиновник.

Какие проблемы с качеством у молока от населения? И как вообще определяют сорт и качество такого продукта?

Глава Госпродпотребслужбы объясняет, что сейчас в Украине используют молоко классов экстра, высшего, первого и второго сорта. Качество и сорт молока определяются соотношением соматических клеток и бактерий. Чем меньше таких организмов в молоке, тем безопаснее оно для здоровья человека.

Стандарты ЕС определяют, что в кубическом сантиметре молока на переработку может быть не более 100 тыс. бактерий и 400 тыс. соматических клеток. Такого стандарта должны придерживаться и украинские производители молока, которые поставляют свою продукцию в Европу и другие части мира.

По этой причине, добавляет Лапа, правительство и решило изъять молоко второго сорта с ГОСТа 3662:2015 «Молоко-сырье коровье. Технические условия», запуск которого и отложили с 1 января 2018 года до 1 июля этого же года. По этому ГОСТу, молоко второго сорта запрещено перерабатывать на молоко питьевое. До 2020 года его разрешено перерабатывать на масло, творог, сухое молоко и сгущенные консервы, до 2022 – на казеин и белок для животных кормов.

Сможет ли население продавать свое молоко после 1 июля 2018?

Переработчики смогут покупать молоко у населения до 1 января 2022 года, говорит заместитель министра аграрной политики Елена Ковалева. Если же отрасль и тогда не сможет отказаться от молока второго сорта, полный отказ от такого продукта отложат «еще на некоторое время». Правительственные нормы не распространяются на продажу молока от единоличников покупателям напрямую, уверяет чиновник.

Ковалева также добавляет – переработчики все больше нуждаются в молоке высших сортов. В 2016 году заводы получили 13,8% молока экстра-класса с всего объема на переработку, в 2017 году – уже 15,5%. Переработка сразу нескольких сортов сырья на одном предприятии удорожает производство молокопродуктов. Поэтому переработчики сами, без правительственных документов, будут постепенно снижать объемы закупки молока второго сорта у населения.

По данным Минагрополитики, за 9 месяцев 2017 переработчики увеличили на 3,5% закупку молока. Агропредприятия свои поставки увеличили на 5,9%, до 2,05 млн. тонн. Единоличники – на 1,8%, до 1,01 млн. тонн. При этом в агрохозяйства имеют 460 тыс. голов дойных коров, единоличники – 1,6 млн. голов.

Если молоко «от населения» настолько некачественное и вредное, то почему правительство просто не запретит переработку такого продукта?

Чтобы контролировать выполнение данного запрета, правительству придется потратить больше денег, чем на улучшение качества молока в хозяйствах населения, объясняет Мартынюк. Тем более, как объясняет чиновник, государственное регулирование постепенно переходит от запретов к стимулам. Поэтому «никто нигде не будет вылавливать молоковозы». Вместо этого государство будет помогать крестьянам делать их молоко качественнее.

Действительно нужна помощь от государства для единоличников, чтобы улучшить качество их молока?

Теоретически, чтобы давать молоко первого класса, крестьянам достаточно мыть руки перед доением коров. Во время самого доения – быть в чистых перчатках и одежде. Для доения использовать доильный аппарат, который минимизирует контакты молока с воздухом. При этом коров должен регулярно осматривать ветеринар. Но, добавляет Мартынюк, молоко может потерять качество не только во время доения, но и во время доставки на переработку.

Чиновник детализирует – для переработчиков «интересные» объемы от 10 тонн охлажденного молока. Чтобы забрать продукт с фермы, завод может прислать молоковоз с крупной цистерной и холодильником, и таким образом довезти молоко быстро и без порчи. Молоко, охлажденное до 4°С нужно довезти до завода не более чем за 24 часа, охлажденное до 6°С – не более чем за 18 часов.

Собственного охладителя и доильного аппарата единоличник не имеет, и за его 40-50 литров молоковоз с завода не приедет. Зато приедет советский молоковоз без всякого холодильника от заготовителя. Он купит у крестьянина его 40-50 литров молока, но заплатит как за второсортное молоко, потому что единоличник не сможет доказать высокое качество своего продукта.

По мнению Мартынюка, вывести единоличников из такого замкнутого круга и улучшить качество их молока помогут финансовые стимулы от государства создавать кооперативы по заготовке молока.

Но в Украине и так существует более 600 кооперативов, которые дают менее 1% от всей продукции АПК. Минагрополитики собирается создавать кооперативы ради кооперативов?

Мартынюк уверяет, что Минагрополитики не собирается создавать «кооперативы ради кооперативов». Также – писать очередную программу по государственной поддержке развития кооперации в Украине. «Мы уже имели одну такую ​​программу. Эффективность ее выполнения пусть оценивает Госаудитслужба», – комментирует глава Минагрополитики.

По его мнению, самым успешным в Украине стали кооперативы, появления которых захотели сами крестьяне. Финансовая помощь – единственное, чего требовали от государства начинающие кооператоры. Поэтому Минагрополитики «фермерский миллиард» потратит в частности на финансирование запуска молокозаготовительных кооперативов. Также – на консультационные услуги по организации кооперативов. Кроме этого, программу по компенсации 25% стоимости отечественной сельхозтехники распространят и на холодильники и оборудование для переработки молока. Ново созданные кооперативы смогут принять участие в данной программе, уверяет Ковалева.

По мнению Мартынюка, «среднем селу со средним числом жителей» нужно 200-250 тысяч гривен, чтобы создать собственный заготовительный пункт. Для таких расходов 50 крестьянам достаточно выложить по 4 тыс. гривен. Через год крестьянин заработает 8 тыс. гривен, потому что за молоко первого класса платят 10 гривен за литр вместо 6 гривен. Но у крестьянина может не быть «свободных» 4 тыс. гривен. Если денег на кооператив действительно не хватает, государство «доложит» нужную сумму, уверяет чиновник.

А когда Минагрополитики покажет детальный план по финансовой господдержке молочной кооперации?

Максим Мартынюк обещает, что детальные критерии распределения государственной помощи в частности для кооперативов правительство покажет на следующей неделе.

Кооператоры говорят, что крестьяне боятся потерять право на субсидию, поэтому не хотят рисковать и объединяться ради теоретически более выгодных заработков. Не помешает ли этот страх создавать те молочные кооперативы, которые собирается поддерживать Минагрополитики?

Мартынюк говорит, что при начислении субсидий учитывают все доходы крестьянина, независимо от их происхождения и расходов. Если же крестьянин вступит в кооператив, то сможет органам социальной защиты показать расчеты с затратами на производство молока и доходами от его продажи. Такая разница и станет реальным показателем заработков крестьянина. Хотя, по мнению Мартынюка, субсидию в первую очередь должны получать нетрудоспособные граждане. «Поэтому я не считаю, что должны быть в равных условиях человек, неработоспособный, который не может в силу этого платить и зарабатывать на коммунальные услуги, и человек, который может это делать. Но это вопрос больше справедливости и сути социальной помощи, чем вопросы развития аграрного сектора. Я думаю, что будет найден какой-то баланс между вопросом получить субсидию и вопросам продавать свое молоко», – сказал глава Минагрополитики.

По данным Госстата, в 2016 году субсидии получало 7,4 млн. семей. В сельской местности проживало 33,9% субсидиантов или 2,5 млн. семей, получивших 2,3 млрд. грн. из 5,7 млрд. грн. общих расходов на субсидии. В 2017 году получателей субсидий стало 8,2 млн. семей. Доля крестьян была 32,5% или 2,8 млн. семей, получивших 1,2 млрд. грн. из 3,98 млрд. грн. общих расходов на субсидии.